Вы вошли как Гость | RSS Главная страница | Дневник | Регистрация | Вход

Меню сайта


Разделы дневника
Личный дневник »
« Дневник пользователя »
Афоризмы »
« Народные мысли »
Цитаты »
« Мысли великих »
Врачи / Психологи »
« Великие люди »
Деятели культуры »
« Великие люди »
Духовные наставники »
« Великие люди »
Музыканты / Композиторы »
« Великие люди »
Поэты / Писатели »
« Великие люди »
Путешественники »
« Великие люди »
Ученые »
« Великие люди »
Философы »
« Великие люди »
Художники »
« Великие люди »


Друзья сайта

Начало » 2007 » Июнь » 8 » « Великие люди »
« Великие люди »
 
 
Людвиг Ван Бетховен
Музыкант, композитор
(1770 - 1827)
 
Бетховен (Людвиг van Beethoven) - величайший композитор XIX столетия, родился 16 декабря 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг фан Бетховен был капельмейстером, а отец Иоганн фан Бетховен - тенором в курфюрстской капелле. Бетховен проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая семейная обстановка имела большое влияние на характер Бетховена и сделала его смолоду мрачным и замкнутым. Для его умственного развития было сделано лишь самое необходимое, а музыкальное образование велось неправильно; с другой стороны, однако, Бетховен встретил участие и поддержку людей посторонних, именно в семействе Брейнинга (начиная с 1783 г.). Первыми учителями музыки Бетховена были его суровый отец, а затем Гобоист Пфейфер. Музыкальные успехи Бетховена вскоре обратили на него всеобщее внимание, особенно же приводила всех в изумление его уже в то время блестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенною способностью к импровизации. В игре на органе Бетховена усовершенствовали придворный органист фан дер Эдень и капельмейстер Нэфе, и уже в 1785 году с восшествием на престол курфюрста Макса Франца II он был назначен придворным органистом, оставаясь в то же время альтистом в оркестре. Усердно занимаясь композицией, Бетховен пробовал уже свои силы и в создании более крупных сочинений, из которых особенную известность получили рыцарский балет и большая кантата. Путешествие его в Вену весною 1778 г., которое доставило Бетховену мимолетную встречу с Моцартом, было непродолжительно. Вскоре после возвращения Бетховена из Вены скончалась его мать (Мария Магдалина Бетховен, рожденная Кевериг, из Кобленца), и домашние дела сложились еще хуже. Тогда по ходатайству графа Вальдштейна, курфюрст решился осенью 1792 г. отправить Бетховена на несколько лет в Вену, чтобы дать ему возможность докончить свое музыкальное образование под руководством Гайдна. Кроме Гайдна, Бетховен получал указание и от Шенка, автора комической оперы "Деревенский цирюльник", а после отъезда Гайдна в 1794 г. в Англию, Бетховен прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера, в области же вокальных сочинений пользовался руководством Сальери. Благодаря рекомендации курфюрста, Бетховен был принят в аристократическом обществе. Князь Лихновский взял его к себе в дом, граф Разумовский предоставил в его распоряжение свой квартет, а князь Лобковиц - свою капеллу. Бетховен так успел сжиться с Веной, что за исключением одного выезда в Прагу и Берлин в 1796 году, он никогда более не покидал ее. Лето Бетховен проводил где-нибудь в окрестностях Вены, среди скромной обстановки и в постоянном общении с природой, которую страстно любил и которая его вдохновляла когда он отдыхал от обычных трудов. Заняв вскоре после прибытия в Вену первое место в ряду пианистов, на что он имел неоспоримое право, особенно благодаря своему уникальному дару импровизации, Бетховен, после выхода в свет в 1795 г. первых своих значительных произведений, трех фортепианных трио, приобрел и славу первостепеннейшего композитора. С того времени он не переступал проявлять прирожденную ему уникальную творческую силу, которая развивалась в целом ряде разнообразных сочинений, отличавшихся как глубиною, новизною формы и содержания, так и неистощимым богатством изумительной изобретательности. В последовательном ходе творческого процесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерной музыки, работал над сонатою (для одного фортепиано и с сопровождением других инструментов), которую он развил до ее полного художественного значения, над квартетом (всего квартетов Бетховен сочинил шестнадцать), и затем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровую музыку, став таким образом создателем инструментальной музыки в широком стиле. Уверенной рукой он овладевал всеми средствами музыкального выражения, которые были завещаны Моцартом и Гайдном, развил и обогатил их. С полнейшею свободою в выражении своей Индивидуальности и с замечательным пониманием музыкальных форм Бетховен соединял тонкое понимание характерной полноты и выразительности звука. После 3-ей симфонии Eroica (1804), большой увертюры "Леонора" № 3 (1805) и трех русских квартетов (1806), направление Бетховена определилось вполне, и с того времени стало своеобразно проявляться в каждом новом его произведении. Симфонии Бетховена (1806), С -moll, пасторальная (1807 - 08) и затем Adur (1812) могут служить указателями пути великого композитора. К этим симфониям примыкают большие концерты. Но и в области вокальной музыки, Бетховен не оставался бездеятельным. Кроме песен (Lieder) и мелких вокальных произведений, он написал в 1803 году кантату "Христос на горе Елеонской" и вслед затем, в 1805 г., оперу "Фиделя", которая в то время особенным успехом не пользовалась, но вновь переработанная в 1814 году была оценена музыкальным миром, и с того времени заняла прочное место на всех германских оперных сценах. После моцартовской "Волшебной флейты" это была первая немецкая опера, получившая широкое распространение. К сожалению, не смотря на стремление и обширные планы Бетховена в этой области, ему не пришлось создать другой оперы. Написанные им два "Festspiele" для торжественного открытия театра в Пеште в 1812 г., "Король Стефан" и "Афинские развалины" не могут быть названы операми. К театральной музыке принадлежат также балет Бетховена: "Создание Прометея" (1801), музыка к гётевскому "Эгжонту" (1810) и увертюра к "Королану" Коллинса (1807). Когда в 1809 г. Бетховену было предложено место королевского капельмейстера в Касселе (Вестфалии), эрцгерцог Рудольф (ученик и друг Бетховена), князь Лобковиц и граф Кинский сложились и предложили ему ежегодное содержание в 4000 фор. под единственным условием, чтобы он отказался от предлагаемого ему места и не покидал Австрии. Хотя содержание это и уменьшилось вследствие государственного банкротства в 1811 г., учреждение вслед затем конкурса над имениями князя Лобковица, а также вследствие последовавшей кончины графа Кинского, все же оно обеспечивало независимое положение великому композитору, находившемуся в то время в поре полной творческой силы. Год конгресса (1811) застал Бетховена на высоте его славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии "Битва при Виттории", и сочиненной по поводу событий этого времени кантаты "Минута славы" (Glorreiche Augenblick), а также возобновление "Фиделю", доставили Бетховену величайшую популярность в Вене. Однако он не мог вполне наслаждаться всеобщим признанием своих заслуг, так как начавшееся еще в 1802 г. ослаблено слуха усилилось почти до полной его потери. Эта болезнь, не поддававшаяся никакому лечению, омрачала его настроение духа, сделала Бетховена недоверчивым, и заставляла искать уединения. Новым источником неприятностей и разного рода огорчений послужили принятые Бетховеным на себя в 1815 г. заботы о воспитании сына его умершего брата Карла. Денежные обстоятельства Бетховена ухудшились и одно время даже самое творчество его как будто приостановилось. Но вот назначение эрцгерцога Рудольфа епископом Ольмкциа (в 1818 году) подает Бетховену мысль написать торжественную мессу; он отдался ей со всею силою своего вдохновения и она заняла его до 1822 г. Бетховен в прежде сочиненной им в честь князя Эстергази (1808) Cdurной мессе в значительной степени придерживался стиля Моцарта и Гайдна; в этом же новом произведении, которое по обширности плана превосходит обычные размеры сочинений подобного рода, религиозные впечатления выражены от одной стороны с необычайным экстазом, а с другой, вполне субъективно. По окончанием этой "торжественной мессы" (missa solemnis), Бетховен с таким же жаром приступил к выполнению давно лелеянного им намерения написать симфонию, последняя часть которой заключается хором на текст шиллеровский "Оды к радости". К началу 1824 г. было окончено и это произведение, обширное по своим размерам и чрезвычайно трудное в техническом отношении, в особенности в вокальных партиях. Затем были написаны, среди тяжелых физических страданий; и, четыре больших квартета, которые и по ныне составляют предмет изучения для каждого знатока, по своему глубокому содержанию и сложности не вполне доступные массе. Бетховен умер после продолжительных страданий 26 марта 1827 г. и похоронен в Вене. Ему воздвигнуты памятники в Бонне (бронзовая статуя работы Гэнеля, в 1845) и в Вене (работы Цумбуха, 1880 г.). - Полное собрание сочинений Бетховена было издано в Лейпциге Брейткопфом и Гертелем (24 cepии, 1862 - 64). Хронологический указатель произведений Бетховена составлен Тайером (Берл., 1865 г. ), тематической же, с историческими ссылками на время их появления в свет, издал Ноттебом (Лейпциг, 1868 г., 2 изд. Брейткопфа и Гертеля).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Категория: Музыканты / Композиторы » | Просмотров: 3486 | Добавил: Thinker
Всего комментариев: 1
1 blinds65  
0
+10

Имя *:
Email *:
Код *:

« Дневник »
Просмотр и комментарии


Форма входа


Radio
« Радио Next »


Поиск по дневнику


Поисковые системы


Статистика


Copyright MyCorp © 2006 Сайт создан в системе uCoz