Вы вошли как Гость | RSS Главная страница | Дневник | Регистрация | Вход

Меню сайта


Разделы дневника
Личный дневник »
« Дневник пользователя »
Афоризмы »
« Народные мысли »
Цитаты »
« Мысли великих »
Врачи / Психологи »
« Великие люди »
Деятели культуры »
« Великие люди »
Духовные наставники »
« Великие люди »
Музыканты / Композиторы »
« Великие люди »
Поэты / Писатели »
« Великие люди »
Путешественники »
« Великие люди »
Ученые »
« Великие люди »
Философы »
« Великие люди »
Художники »
« Великие люди »


Друзья сайта

Начало » 2007 » Май » 3 » « Великие люди »
« Великие люди »
 
 
 
Джордж Бернард Шоу 
Поэт, писатель, философ, драматург
(1856 - 1950)
 
 
 
 
ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (26.7. 1856, Дублин, - 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург.
По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т.ч. музыкальные рецензии) и литературой. Романы "Неразумный брак" (1880), "Любовь артиста" (1881), "Профессия Кэшеля Байрона" (1882) и самый острый по социальной тематике роман "Неуживчивый социалист" (1883, отд. изд. 1887; русский перевод под названием "Социалист-любитель", 1910) были отвергнуты буржуазными издателями и печатались в социалистической периодике.
В качестве одного из лидеров "Фабианского общества" Шоу на протяжении ряда лет трудился в области непосредственной пропаганды идей социализма, издавая специальные трактаты, брошюры и книги.
Уже в романах (литературном дебюте Шоу) определилось ядро его творческого метода - парадокс как средство ниспровержения признанных идеологических устоев. Первая пьеса Шоу "Дома вдовца" (1892) вызвала скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса "Сердцеед" (1893). "Профессия госпожи Уоррен" (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907.
Трудности с постановкой вынудили Шоу издавать пьесы (печать не подвергалась предварительной цензуре). Названные пьесы составили сборник "Пьесы неприятные" (1898); тогда же был издан второй цикл - "Пьесы приятные": "Оружие и человек" (1894), "Кандида" (1894), "Избранник судьбы" (1895), "Поживём-увидим!" (1895).
Следующий цикл - "Три пьесы для пуритан" (1901), "Ученик дьявола" (1896- 1897), "Цезарь и Клеопатра" (1898), "Обращение капитана Брасбаунда"(1899). Один из создателей современной "драмы идей", Шоу утверждал тип пьесы-дискуссии, в которой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы обществ, и личной нравственности.
"Человек и сверхчеловек" (1901-03) - "комедия и философия", по определению Шоу, трансформирует традиционную тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде "Дон-Жуан в аду" устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистической цивилизации. "Другой остров Джона Булля" (1904) в образах двух главных героев противопоставляет не только национальные типы (ирландец и англичанин), но соответственно "романтика" и "реалиста" (как их толковал Шоу). "Майор Барбара" (1905) содержит критику буржуазной филантропии; в пьесе - впервые у Шоу - высказывается мысль о том, что буржуазному насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости.
Даже в решении частных вопросов Шоу остаётся остросоциальным драматургом. "Дилемма врача" (1906) показывает, как в буржуазных условиях медицина теряет свой гуманный характер; "Андрокл и лев" (1913) критикует догматическое христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания посвящены "Женитьба" (1908), "Мезальянс" (1910), "Первая пьеса Фанни" (1911).
"Разоблачение Бланко Поснета" (1909) содержит обличение религиозного ханжества мещан. "Пигмалион" (1913), сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики. На Октябрьскую революцию 1917 в России Шоу откликнулся гротескным фарсом "Аннаянска, большевистская императрица" (1918), где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе "Дом, где разбиваются сердца" (1913- 1919), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Шоу обличает паразитизм господствующего класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера.
Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия "Назад к Мафусаилу" (1918-20) - "метабиологическая" драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей. "Святая Иоанна" (1923) - трагедия, притом единственная у Шоу. В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Шоу внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, которого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны "опасность" исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни.
После нескольких лет перерыва Шоу вернулся к драматургической деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих "политических экстраваганц" (т. е. эксцентрических комедий): "Тележка с яблоками" (1929), "Плохо, но правда" (1931), "На мели" (1933), "Простачок с Нежданных островов" (1934), "Женева" (1938), историческая пьеса "В золотые дни доброго короля Карла" (1939), комедия "Миллионерша" (1936). Через все пьесы проходит мысль о том, что капиталистическое общество зашло в тупик, буржуазная демократия переживает острейший кризис; осуждается фашизм ("Женева").
В 1931 Шоу посетил СССР, другом которого был с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции. Боевой дух публициста сказывался в выступлениях Шоу до самой глубокой старости. Последние пьесы Шоу - "Миллиарды Байанта" (1948), "Вымышленные басни" (1950).
Не сразу проникнув на сцену, драматургия Шоу постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центральных явлений в литературе конца 19 - 1-й половины 20 вв. Остропублицистическое творчество Шоу одухотворено глубокими философскими раздумьями о социально-культурном и биологическом будущем человечества. Замечательное мастерство драматурга способствовало тому, что его пьесы стали рупором общественной и философской мысли. Лучшие пьесы Шоу прочно вошли в репертуар многих театров Советского Союза.
Нобелевская премия (1925).


Большая Советская Энциклопедия

Категория: Поэты / Писатели » | Просмотров: 1096 | Добавил: Thinker
Всего комментариев: 1
1 moten  
0

Имя *:
Email *:
Код *:

« Дневник »
Просмотр и комментарии


Форма входа


Radio
« Радио Next »


Поиск по дневнику


Поисковые системы


Статистика


Copyright MyCorp © 2006 Сайт создан в системе uCoz