Политический деятель, оратор и писатель. (106-43 до н. э.)
ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3. 1. 106 до н. э., Арпинум,- 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, совр. Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошёл как "новый человек", всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех принесло ему участие в 70 в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнёс в 66 в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона - консульство в 63 (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате). С образованием 1-го триумвирата (60) влияние Цицерона падает, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря в 56-50; после их разрыва (в 49) Цицерон пытался во время гражданской войны 49-47 выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47) отошёл от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 Цицерон, преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - "филиппик" против М. Антония. В 43, когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Политический идеал Цицерона - (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 -"смешанное государственное устройство" нач. 2 вв. до н. э.), поддерживаемое "согласием сословий", "единомыслием всех достойных" (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Цицерон против заговора Катилины). Человеческий идеал Цицерона - "первый человек республики", "умиротворитель", "блюститель и попечитель" в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя. Философский идеал Цицерона - соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Цицерона - "обилие", сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка. Из сочинений Цицерона сохранились (не считая отрывков) 58 речей - политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике ("О государстве", "О законах"), практической философии ("Тускуланские беседы", "Об обязанностях" и др.), теоретической философии ( "О пределах добра и зла", "О природе богов" и др.); св. 800 писем - важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.